+90 5318264004
Блог

Всегда ли стоит писать даже за деньги?  

Недавно мне пришлось признать, что я не могу взяться за один проект из-за личного восприятия. Заключается ли профессионализм в том, чтобы с одинаковым рвением браться за любой заказ, даже если клиент или его бизнес вызывает у тебя отторжение?

Если ты наемный сотрудник, получающий каждый месяц зарплату, то вопросов даже возникать не должно. Но ведь во фриланс и свой бизнес и уходишь как раз для того, чтобы самому выбирать, с кем ты хочешь работать, а кому можешь и отказать.

Да, есть сферы, где личность человека может быть не так важна. Например, продажа недвижимости. Квартира найдена, документы оформлены, сделка состоялась. Все, что нужно при этом – чтобы каждый выполнил свои обязательства. Нравится ли тебе самому тот дом, который ты продаешь, нравится ли человек, который будет там жить – не важно. И недвижимость не становится хуже от того, как ты относишься к нынешним хозяевам или будущим покупателям.

Но вот совсем другое дело – сферы творческие. Я не верю, что режиссер сможет снять киношедевр, если актер, играющий главную роль, его жутко бесит. Практически невозможно организовать хорошую свадьбу, если не возникает понимания и контакта с парой, потому что доверие тут играет большую роль, а в любую церемонию организатор вкладывает частичку своей души. Сомневаюсь, что можно написать сильное имиджевое интервью, если журналист не испытывает к объекту ничего, кроме неприязни и непонимания. Конечно, можно замаскировать все красивыми словами. Настолько красиво, что читатель даже поверит. Но это ложь журналиста, прежде всего, самому себе. Другой вопрос, если ты, как журналист, сможешь, за счет уже своего профессионализма, таланта, раскрыть этого человека, обнаружить его сильные качества и сделать его привлекательным в глазах аудитории.

Возможно, дело не только в профессионализме, но и в принципах. Я не могу писать о том, во что не верю сама. Если я что-то не знаю, не понимаю, если тема незнакома мне, то я либо отказываюсь, либо погружаюсь настолько, чтобы проникнуться и вдохновиться. Так происходит настройка. На человека. На товар. Услугу. Событие. И когда это происходит, слова сами складываются в строчки. Я пишу про греческие острова – и мне собой хочется отправиться туда в круиз. Я редактирую материалы о мерчендайзинге и проникаюсь его значимостью. Описываю уютный бутик-отель, где останавливалась сама, и мне снова хочется оказаться в этом месте…

Да, возможно, за деньги можно написать что угодно. Но в свои тексты я предпочитаю вкладывать душу, а она не продается на развес, как жевательный мармелад или карамельки.

  • English
  • Русский